Если гараж не был предусмотрен проектом дома, его возводят отдельно. Часто при этом возникает немало сложных вопросов.
Отдельно расположенный гараж обойдётся несколько дороже интегрированного в дом за счёт большего расхода материалов, однако у него есть преимущества. В частности, можно выдвинуть постройку к дороге, сэкономив на подъездной аллее к дому. Далее — удастся сблокировать гараж с иными подсобными помещениями, необходимость в которых неизбежно возникает по мере развития загородного хозяйства. Наконец, не придётся беспокоиться о том, что шум заведённого автомобиля потревожит спящих домочадцев, и монтировать сложную систему вентиляции, которая обеспечит отвод выхлопных газов и влажного воздуха. Итак, для начала выберем местоположение и габариты будущего гаража.
При проектировании гаража и подъездной аллеи нужно продумать манёвры автомобилей и постараться предельно упростить их.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
При выборе места для гаража следует руководствоваться соображениями удобства и экономии площади участка. Заметим, что постройка может «по совместительству» выполнять функцию защиты от ветра, шума и посторонних взглядов и стать основой уютного внутреннего дворика.
Если ворота способны сдвигаться вбок и выходят на участок, можно обойтись без калитки.
Заранее подумайте о том, чтобы в результате схода снега с крыши сооружения не заваливало ворота и калитки, дороги и дорожки. Строгих правил, касающихся габаритов гаража, нет. Считается, что для одного легкового автомобиля необходимо помещение 3 х 5,5 м в плане. Этого достаточно, чтобы можно было открыть дверцы автомобиля, остался неширокий проход и немного места для хранения автопринадлежностей. Но за городом в гараже обычно приходится держать велосипеды, садово-огородный инвентарь и мототехнику, поэтому целесообразно увеличить размеры до 4,5 х 6 м. Чтобы ставить вторую машину, потребуется гараж шириной от 5,8 м. Минимально достаточная высота помещения — 2,3 м, но если вы планируете установить секционные ворота, которые сдвигаются под потолок, то имеет смысл увеличить высоту до 2,5–2,7 м, чтобы не задевать головой за направляющие и мотор привода.
СТРОИТЕЛЬСТВО ГАРАЖА
Наиболее ответственным и одним из самых дорогих элементов любого здания является фундамент. Но если тщательно продумать его конструкцию, то удастся обеспечить долгий срок службы гаража без чрезмерных затрат.
ФУНДАМЕНТ
Для не слишком тяжёлой и простой в плане постройки универсальным (пригодным для большинства грунтов) решением считается плавающая железобетонная лента высотой 40–50 см и шириной 30–40 см. Однако при ленточном фундаменте потребуется армированная прутком стяжка пола толщиной от 100 мм поверх песчаной подушки (20–30 см). Более дешёвый вариант — стяжка из фрагментов размером 1 х м (во избежание растрескивания). С учётом небольших размеров гаража часто рентабельнее оказывается плитный фундамент. Толщина плиты должна составлять как минимум 200 мм, и её необходимо армировать двухуровневым каркасом из прутка диаметром от 14 мм. Но зато такой фундамент оказывается стабильнее на сильнопучинистых и слабонесущих грунтах. К тому же плита позволяет устроить в гараже стойкий к нагрузкам и силам морозного пучения пол, придётся лишь нанести на неё упрочнитель для бетона или тонкий слой наливного покрытия.
Иногда гараж делят на несколько секций с отдельными входами и въездами — по одному на каждого проживающего в доме владельца автомобиля или мототехники.
КРЫША
Здесь ограничений практически нет, и выбор конфигурации и уклона крыши, а также типа кровельного покрытия диктуется в основном соображениями дизайна и разумной экономии (хотя и здесь предпочтительны трудновоспламеняемые материалы). Во избежание перегрева помещения солнечными летними днями, под крышей следует устроить карнизные отдушины по периметру. Другой вариант — установить потолочные балки и подшить потолок, обеспечив при этом вентиляцию чердачного пространства через карнизы и вентконёк либо через фронтонные окна. Важно не забыть оборудовать крышу водосточной системой, а при высоте до карниза более 3 м и наклоне скатов от 20 °C — и снегозадержателями.
СТЕНЫ
Они должны быть вандалостойкими и негорючими либо трудновоспламеняемыми, а вот хорошие теплоизолирующие характеристики им, как правило, не требуются. Обычно используют кладку в один кирпич (12,5 см), пол керамзитобетонного блока (19 см) либо из пеноблоков на ребро (20 см). Не забудьте об окнах: света, проникающего через открытые ворота, может оказаться недостаточно. Чтобы гараж сочетался с деревянным домом, его можно обшить снаружи металлическим сайдингом (блокхаусом, имитацией бруса) или панелями из древесно-полимерного композита.
КАКИЕ ГАРАЖНЫЕ ВОРОТА ВЫБРАТЬ?
Задуматься о выборе ворот необходимо до начала строительства гаража. Именно тогда следует определиться с типом конструкции и способом монтажа. Что касается габаритов проёма, то они обычно варьируются в пределах 2,4–3 х 2–2,4 м (Ш х В).
Полотно гаражных ворот обладает большой массой и может причинить серьёзные травмы. Поэтому конструкцию следует оснастить системой безопасности. Такая система состоит из механических устройств, блокирующих полотно при обрыве уравновешивающей пружины, и электронных датчиков, реагирующих на появление помехи в проёме.
Распашные ворота по-прежнему популярны, хотя и заметно сдали позиции, так как предлагаемые для них системы автоматического открывания/закрывания сравнительно дороги и сложны в монтаже: в дополнение к паре рычажных приводов придётся приобрести и установить электромеханический замок с собственным блоком радиоуправления. Между тем ворота, которые приходится открывать и закрывать вручную, уже не отвечают стандартам комфорта. Если вы всё же остановились на распашной конструкции, оговорите усиление створок рёбрами жёсткости и закажите двойную коробку из уголка, которую устанавливают на место до начала строительства стен, — данный способ наиболее надёжен.
Роллетные ворота по сути представляют собой крупногабаритные рольставни. Они эстетичны, не боятся коррозии, и их легко смонтировать: достаточно навесить над проёмом короб и прикрепить к стенам две направляющие. Вполне доступен по цене и разработанный для них внутривальный электропривод. Однако полотно, состоящее из тонкостенных алюминиевых ламелей, не очень стойко к взлому и ветровым нагрузкам, и его сравнительно легко повредить при случайном ударе. Кроме того, конструкция плохо переносит обледенение и зимой, бывает, выходит из строя (защитный козырёк несколько улучшает ситуацию, но не решает проблему полностью). Производители не рекомендуют эксплуатировать роллетные системы при температуре ниже –20 °С.
При выборе автоматики предпочтение следует отдать системам с плавающим радиокодом, который не поддаётся считыванию. Стоит также обратить внимание на предельные условия работы элекродвигателя привода (не все моторы способны функционировать в мороз) и приобрести батарею аварийного питания.
Секционные подъёмные ворота сегодня лидируют на рынке готовых конструкций. Они исправно работают в нашем климате, достаточно прочны и легко автоматизируются. Полотно таких ворот состоит из широких (от 400 мм) секций, изготовленных из оцинкованного стального листа и заполненных пенополиуретаном. Они оснащены уплотнителями, поэтому конструкция практически не продувается.
Выбор цветов и фактур секций довольно широк, есть в продаже и светопрозрачные изделия — со вставками из поликарбоната. Монтируют секционные ворота после окончания строительства гаража, но способ крепления направляющих требуется продумать заранее. Заметим, что в дополнение к воротам целесообразно установить дверь — это позволит сэкономить на монтаже внешнего аварийного расцепителя привода ворот, да и взять из гаража инструмент будет намного проще.
ОСВЕЩЕНИЕ ГАРАЖА
Электропроводку к гаражу следует вести, согласно ПУЭ, по воздуху или под землёй, в защитном коробе или рукаве с уплотнением (чтобы внутрь не попала вода). Лучшим освещением для гаража считаются люминесцентные трубки (дневного света). Обычно исходят из того, что на 1 м помещения требуется 6–10 Вт мощности светильников, при этом лучше установить не один прибор, а несколько. Ещё более равномерное освещение обеспечат маломощные точечные светильники, расположенные в 1,5–2 м друг от друга.
Гараж вполне можно надстроить комнатами для гостей или сблокировать с просторной мастерской, которой, кстати, глухие ворота не требуются — гораздо удобнее окажется стальная рулонная решётка, защищающая от постороннего проникновения, но пропускающая свет и воздух.
ОТДЕЛКА ГАРАЖА
Пол выполняют из прочных износостойких материалов — наливной смеси, цементной или особой пластиковой плитки. Одно из оптимальных бюджетных решений — устройство армированной стяжки толщиной 40–60 мм из высокомарочного бетона, которую выполняют с небольшим уклоном к проёму ворот и обрабатывают специальным проникающим упрочнителем. Такой пол не пылит, его можно мыть струёй воды, а при необходимости несложно отремонтировать. Стены изнутри лучше оштукатурить, причём штукатурная смесь должна быть на цементной основе.
Гипсовые материалы плохо переносят перепады влажности и температуры, а в гараже их никак не избежать. Чтобы ускорить отделку, стены иногда обшивают влагостойким гипсокартоном, однако в условиях гаража его легко повредить, к тому же его монтаж связан с некоторой потерей площади. ГКЛВ лучше использовать для декорирования дощатого потолка. Избежать необходимости периодически шпаклевать повреждения, смывать и закрашивать масляные пятна можно, если на высоту около 1,5 м облицевать стены керамической или керамогранитной плиткой.
5 СОВЕТОВ ПО ОБУСТРОЙСТВУ ГАРАЖА
- Краску для внутренней отделки стен следует выбрать не интерьерную, а фасадную — она лучше переносит перепады влажности и температуры.
- Для хранения вещей удобно использовать сборные металлические стеллажи (они продаются в строительных гипермаркетах), а также модульные системы.
- Крупногабаритное туристическое и спортивное оборудование (лодки, лыжи, доски для сёрфинга) удобно хранить под потолком, используя для подъёма блоки и компактные лебёдки.
- Желательно подвести к гаражу воду — это облегчит пользование мойкой высокого давления. Впрочем, можно обойтись и накопительным баком.
- Стоит приобрести удобный гидравлический домкрат и электрический гайковёрт. Это оборудование позволит за считанные минуты «переобувать» автомобиль по погоде, навсегда забыв об очередях в шиномонтаж.
Материал подготовлен при участии: Стеклофабрика, POLIMERPRO.