Строим отдельно расположенный гараж

Если гараж не был предусмотрен проектом дома, его возводят отдельно. Часто при этом возникает немало сложных вопросов.

Строим отдельно расположенный гараж

Отдельно расположенный гараж обойдётся несколько дороже интегрированного в дом за счёт большего расхода материалов, однако у него есть преимущества. В частности, можно выдвинуть постройку к дороге, сэкономив на подъездной аллее к дому. Далее — удастся сблокировать гараж с иными подсобными помещениями, необходимость в которых неизбежно возникает по мере развития загородного хозяйства. Наконец, не придётся беспокоиться о том, что шум заведённого автомобиля потревожит спящих домочадцев, и монтировать сложную систему вентиляции, которая обеспечит отвод выхлопных газов и влажного воздуха. Итак, для начала выберем местоположение и габариты будущего гаража.

При проектировании гаража и подъездной аллеи нужно продумать манёвры автомобилей и постараться предельно упростить их.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

При выборе места для гаража следует руководствоваться соображениями удобства и экономии площади участка. Заметим, что постройка может «по совместительству» выполнять функцию защиты от ветра, шума и посторонних взглядов и стать основой уютного внутреннего дворика.

Если ворота способны сдвигаться вбок и выходят на участок, можно обойтись без калитки.

Заранее подумайте о том, чтобы в результате схода снега с крыши сооружения не заваливало ворота и калитки, дороги и дорожки. Строгих правил, касающихся габаритов гаража, нет. Считается, что для одного легкового автомобиля необходимо помещение 3 х 5,5 м в плане. Этого достаточно, чтобы можно было открыть дверцы автомобиля, остался неширокий проход и немного места для хранения автопринадлежностей. Но за городом в гараже обычно приходится держать велосипеды, садово-огородный инвентарь и мототехнику, поэтому целесообразно увеличить размеры до 4,5 х 6 м. Чтобы ставить вторую машину, потребуется гараж шириной от 5,8 м. Минимально достаточная высота помещения — 2,3 м, но если вы планируете установить секционные ворота, которые сдвигаются под потолок, то имеет смысл увеличить высоту до 2,5–2,7 м, чтобы не задевать головой за направляющие и мотор привода.

СТРОИТЕЛЬСТВО ГАРАЖА

Наиболее ответственным и одним из самых дорогих элементов любого здания является фундамент. Но если тщательно продумать его конструкцию, то удастся обеспечить долгий срок службы гаража без чрезмерных затрат.

ФУНДАМЕНТ

Для не слишком тяжёлой и простой в плане постройки универсальным (пригодным для большинства грунтов) решением считается плавающая железобетонная лента высотой 40–50 см и шириной 30–40 см. Однако при ленточном фундаменте потребуется армированная прутком стяжка пола толщиной от 100 мм поверх песчаной подушки (20–30 см). Более дешёвый вариант — стяжка из фрагментов размером 1 х м (во избежание растрескивания). С учётом небольших размеров гаража часто рентабельнее оказывается плитный фундамент. Толщина плиты должна составлять как минимум 200 мм, и её необходимо армировать двухуровневым каркасом из прутка диаметром от 14 мм. Но зато такой фундамент оказывается стабильнее на сильнопучинистых и слабонесущих грунтах. К тому же плита позволяет устроить в гараже стойкий к нагрузкам и силам морозного пучения пол, придётся лишь нанести на неё упрочнитель для бетона или тонкий слой наливного покрытия.

Иногда гараж делят на несколько секций с отдельными входами и въездами — по одному на каждого проживающего в доме владельца автомобиля или мототехники.

КРЫША

Здесь ограничений практически нет, и выбор конфигурации и уклона крыши, а также типа кровельного покрытия диктуется в основном соображениями дизайна и разумной экономии (хотя и здесь предпочтительны трудновоспламеняемые материалы). Во избежание перегрева помещения солнечными летними днями, под крышей следует устроить карнизные отдушины по периметру. Другой вариант — установить потолочные балки и подшить потолок, обеспечив при этом вентиляцию чердачного пространства через карнизы и вентконёк либо через фронтонные окна. Важно не забыть оборудовать крышу водосточной системой, а при высоте до карниза более 3 м и наклоне скатов от 20 °C — и снегозадержателями.

СТЕНЫ

Они должны быть вандалостойкими и негорючими либо трудновоспламеняемыми, а вот хорошие теплоизолирующие характеристики им, как правило, не требуются. Обычно используют кладку в один кирпич (12,5 см), пол керамзитобетонного блока (19 см) либо из пеноблоков на ребро (20 см). Не забудьте об окнах: света, проникающего через открытые ворота, может оказаться недостаточно. Чтобы гараж сочетался с деревянным домом, его можно обшить снаружи металлическим сайдингом (блокхаусом, имитацией бруса) или панелями из древесно-полимерного композита.

КАКИЕ ГАРАЖНЫЕ ВОРОТА ВЫБРАТЬ?

Задуматься о выборе ворот необходимо до начала строительства гаража. Именно тогда следует определиться с типом конструкции и способом монтажа. Что касается габаритов проёма, то они обычно варьируются в пределах 2,4–3 х 2–2,4 м (Ш х В).

Полотно гаражных ворот обладает большой массой и может причинить серьёзные травмы. Поэтому конструкцию следует оснастить системой безопасности. Такая система состоит из механических устройств, блокирующих полотно при обрыве уравновешивающей пружины, и электронных датчиков, реагирующих на появление помехи в проёме.

Распашные ворота по-прежнему популярны, хотя и заметно сдали позиции, так как предлагаемые для них системы автоматического открывания/закрывания сравнительно дороги и сложны в монтаже: в дополнение к паре рычажных приводов придётся приобрести и установить электромеханический замок с собственным блоком радиоуправления. Между тем ворота, которые приходится открывать и закрывать вручную, уже не отвечают стандартам комфорта. Если вы всё же остановились на распашной конструкции, оговорите усиление створок рёбрами жёсткости и закажите двойную коробку из уголка, которую устанавливают на место до начала строительства стен, — данный способ наиболее надёжен.

Роллетные ворота по сути представляют собой крупногабаритные рольставни. Они эстетичны, не боятся коррозии, и их легко смонтировать: достаточно навесить над проёмом короб и прикрепить к стенам две направляющие. Вполне доступен по цене и разработанный для них внутривальный электропривод. Однако полотно, состоящее из тонкостенных алюминиевых ламелей, не очень стойко к взлому и ветровым нагрузкам, и его сравнительно легко повредить при случайном ударе. Кроме того, конструкция плохо переносит обледенение и зимой, бывает, выходит из строя (защитный козырёк несколько улучшает ситуацию, но не решает проблему полностью). Производители не рекомендуют эксплуатировать роллетные системы при температуре ниже –20 °С.

При выборе автоматики предпочтение следует отдать системам с плавающим радиокодом, который не поддаётся считыванию. Стоит также обратить внимание на предельные условия работы элекродвигателя привода (не все моторы способны функционировать в мороз) и приобрести батарею аварийного питания.

Секционные подъёмные ворота сегодня лидируют на рынке готовых конструкций. Они исправно работают  в нашем климате, достаточно прочны и легко автоматизируются. Полотно таких ворот состоит из широких (от 400 мм) секций, изготовленных из оцинкованного стального листа и заполненных пенополиуретаном. Они оснащены уплотнителями, поэтому конструкция практически не продувается.

Выбор цветов и фактур секций довольно широк, есть в продаже и светопрозрачные изделия — со вставками из поликарбоната. Монтируют секционные ворота после окончания строительства гаража, но способ крепления направляющих требуется продумать заранее. Заметим, что в дополнение к воротам целесообразно установить дверь — это позволит сэкономить на монтаже внешнего аварийного расцепителя привода ворот, да и взять из гаража инструмент будет намного проще.

ОСВЕЩЕНИЕ ГАРАЖА

Электропроводку к гаражу следует вести, согласно ПУЭ, по воздуху или под землёй, в защитном коробе или рукаве с уплотнением (чтобы внутрь не попала вода). Лучшим освещением для гаража считаются люминесцентные трубки (дневного света). Обычно исходят из того, что на 1 м помещения требуется 6–10 Вт мощности светильников, при этом лучше установить не один прибор, а несколько. Ещё более равномерное освещение обеспечат маломощные точечные светильники, расположенные в 1,5–2 м друг от друга.

Гараж вполне можно надстроить комнатами для гостей или сблокировать с просторной мастерской, которой, кстати, глухие ворота не требуются — гораздо удобнее окажется стальная рулонная решётка, защищающая от постороннего проникновения, но пропускающая свет и воздух.

ОТДЕЛКА ГАРАЖА

Пол выполняют из прочных износостойких материалов — наливной смеси, цементной или особой пластиковой плитки. Одно из оптимальных бюджетных решений — устройство армированной стяжки толщиной 40–60 мм из высокомарочного бетона, которую выполняют с небольшим уклоном к проёму ворот и обрабатывают специальным проникающим упрочнителем. Такой пол не пылит, его можно мыть струёй воды, а при необходимости несложно отремонтировать. Стены изнутри лучше оштукатурить, причём штукатурная смесь должна быть на цементной основе.

Гипсовые материалы плохо переносят перепады влажности и температуры, а в гараже их никак не избежать. Чтобы ускорить отделку, стены иногда обшивают влагостойким гипсокартоном, однако в условиях гаража его легко повредить, к тому же его монтаж связан с некоторой потерей площади. ГКЛВ лучше использовать для декорирования дощатого потолка. Избежать необходимости периодически шпаклевать повреждения, смывать и закрашивать масляные пятна можно, если на высоту около 1,5 м облицевать стены керамической или керамогранитной плиткой.

5 СОВЕТОВ ПО ОБУСТРОЙСТВУ ГАРАЖА

  1. Краску для внутренней отделки стен следует выбрать не интерьерную, а фасадную — она лучше переносит перепады влажности и температуры.
  2. Для хранения вещей удобно использовать сборные металлические стеллажи (они продаются в строительных гипермаркетах), а также модульные системы.
  3. Крупногабаритное туристическое и спортивное оборудование (лодки, лыжи, доски для сёрфинга) удобно хранить под потолком, используя для подъёма блоки и компактные лебёдки.
  4. Желательно подвести к гаражу воду — это облегчит пользование мойкой высокого давления. Впрочем, можно обойтись и накопительным баком.
  5. Стоит приобрести удобный гидравлический домкрат и электрический гайковёрт. Это оборудование позволит за считанные минуты «переобувать» автомобиль по погоде, навсегда забыв об очередях в шиномонтаж.

Материал подготовлен при участии: СтеклофабрикаPOLIMERPRO.