Перспективы монолитного строительства

Высотные здания являются визитными карточками многих городов мира. Страны, построившие небоскребы, принадлежат к особому сообществу новаторов в области архитектуры и инженерного дела, и быть его участником весьма престижно. Высотное строительство динамично развивается. Тон ему задали еще в конце XIX столетия в США. В Европе первые высотные сооружения появились только в 1950-60-х годах, с отставанием от Америки на полвека. В XXI веке в погоню за высотой и сложностью зданий включились страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Гонка за высотой продолжается.

Для того чтобы описать историю человечества, нужны временные ориентиры, отмечающие скачок развития цивилизации. В Древнем мире такими историческими вехами стали семь чудес света. До наших дней они почти не сохранились, но память о них осталась в истории, и пока человечество живет, оно создает новые и новые чудеса инженерной и архитектурной мысли.

В наше урбанистическое время такими «маяками» могут быть монолитные сооружения: они имеют долгую историю и проверенную временем надежность. Распространено мнение, что монолитное домостроение ─ это новое слово в строительстве, и начало использования этой технологии приходится на 90-е годы XX века. Это не так.

Основываясь на исторических фактах, можно утверждать, что монолитное строительство давно себя зарекомендовало, и можно не сомневаться, что у этой технологии будет большое будущее. С переменным успехом она пробивала себе путь в России и сейчас активно используется в многоэтажном строительстве.

Как всё начиналось. История монолитного строительства

Древний Рим. Интересна история развития монолитного строительства. Первый и самый известный пример сооружения с использованием этого метода датируется 118-120 гг. н.э. В Риме сохранился замечательный памятник эпохи императора Адриана – храм всех богов – Пантеон (зодчий Аполлодор), значение которого в истории искусства огромно. В историю строительства он вошел как пример новаторского подхода, намного опередив свое время.

Пантеон, храм всех богов

Пантеон, храм всех богов

Римляне первыми начали применять в строительстве бетон. Из нового материала сооружались крупные монолитные конструкции, способные перекрывать широкие пролеты, ─ так в римской архитектуре появились купола и своды. Строительная конструкция, благодаря новой монолитной технологии, обрела эстетику.

Россия. В начале XX века в связи с поиском новых форм были открыты новые возможности бетона, и традиционная эстетика архитектурной композиции заменилась иной эстетикой конструктивизма. Бетон, а затем и железобетон, с использованием деревянной опалубки давал возможность архитектору творить как скульптору, «лепить» ранее невиданные формы.

Новые технологии появились и в России, причем появились еще в XIX веке, благодаря строительству храмов и дворцов. В 1802 году армированный монолитный бетон был использован при устройстве перекрытий дворца в Царском селе (ныне – г. Пушкин). В 80-х годах XIX века в С.-Петербурге построили ряд зданий, в том числе здание Госбанка (наб. реки Фонтанки, 70-72), стены и перекрытия которых были выполнены из монолитного железобетона. В это же время были возведены монолитные своды ткацкой фабрики на реутовских мануфактурах (г. Реутов, ул. Победы), а несколько позже – переходные мостики, бассейн и сводчатые конструкции здания ГУМа.

Здание Госбанка (наб. реки Фонтанки, 70-72)

Здание Госбанка (наб. реки Фонтанки, 70-72)

Начиная с конца 20-х годов в строительную практику внедряются различные монолитные конструкции: оболочки, купола, шатры и т.д. Так, в Москве были построены Центральный телеграф (ул. Тверская, 7 (1927-1929 гг.)), дом «Известий» на Пушкинской площади (1927-1929 гг.), здания министерств легкой промышленности и земледелия (ул. Садово-Спасская, д.11/1); в Ленинграде – Дом Советов (Московский проспект, 212). Универсальность монолитного строительства позволяла изменять привычные формы, создавая новый архитектурный облик страны.

Московские высотки. После того как в 30-е годы столица лишилась большей части церквей и колоколен, перед архитекторами встала задача создания системы новых отправных точек, связанных с историческим центром. В то время было уже ясно, что Москва вскоре обзаведется своим метрополитеном. Западный опыт строительства подземки и небоскребов был необходим.

Тщательное изучение метрополитена Нью-Йорка и Парижа, а также небоскребов Чикаго и Нью-Йорка дало возможность последователям создавать более совершенные сооружения. Использование монолитного бетона позволило проектировать футляры пилонных станций (столбы большого сечения, которые служат опорой сводчатых или прямых перекрытий) в зависимости от архитектурного замысла. Самым ярким примером этого может служить трехзальная станция «Красные ворота». Советское метро превзошло западные аналоги.

Станция метро «Красные ворота», Москва

Станция метро «Красные ворота», Москва

В 1947 году было решено возвести небоскребы, ни в чем не уступающие американским образцам, а в идеале их превосходящие (задача едва ли не сходная с той, что была поставлена императором Адрианом при строительстве Пантеона).

До начала строительства высотных зданий в Москве отсутствовала практика возведения сооружений выше 10 этажей. Приходилось строить и проектировать параллельно. Нужно было также учитывать сложную геологию московских грунтов. Поэтому при всей схожести наших высоток с американскими небоскребами они значительно ниже своих прототипов.

Все «Семь сестер» были заложены в один день, 7 сентября 1947 года – в день восьмисотлетия Москвы: здание МГУ на Воробьевых горах (310 м, имеет сходство с фасадом правительственного здания в Манхэттене (Manhattan Municipal Building)); гостиница «Украина» (200 м); жилой дом на Кудринской площади (156 м, напоминает Кливлендский небоскреб Терминал Тауэр (Terminal Tower)); жилой дом на Котельнической набережной (176 м); административно-жилое здание на площади Красных ворот (138 м); здание Министерства иностранных дел (172 м, есть сходство с Вулворт-билдинг в Манхэттене (Woolworth Building)) и гостиница «Ленинградская» (136 м, аналог здания суда в Манхэттене (Manhattan United States Courthouse)).

МГУ

МГУ

Гостиница «Ленинградская»

Гостиница «Ленинградская»

«Высотки» были призваны стать символом мощи и несгибаемой воли государства, символизировать победу над фашизмом. Также было важно подчеркнуть, что советская Россия по силе архитектурной мысли и технологиям не уступает США и Европе. Никто не сомневается, что создателям это удалось, и здания той эпохи для нас являются исторически равнозначными кремлевским стенам.

Преимущества и перспективы монолитного строительства

Запад и Восток. Перспективы монолитного строительства в нашей стране и за рубежом непосредственно связаны с преимуществами самой технологии. Мировая статистика свидетельствует: во многих развитых странах монолитное домостроение заняло в строительстве ведущее место.

В США, Китае, ряде стран Европы доля монолитного строительства превышает 50% в высотном домостроении (по аналитическим данным группы компаний «СВЕЗА»). Наиболее широко распространено строительство монолитных зданий в странах Востока. В Пекине около 85% зданий возводится с использованием именно этой технологии. За рубежом накоплен значительный опыт монолитного строительства различных сооружений ─ и не только высотных, но и малоэтажных. В Америке, например, которую принято считать малоэтажной, наряду с каркасным строительством успешно развивается строительство монолитных кондоминиумов.

В США построено уже более 100 небоскребов с монолитной несущей конструкцией, бетон уверенно вытесняет сталь из этой области применения. Бетон широко распространен в Европе, ему уже отдают предпочтение страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Применение монолитного железобетона в зданиях высотой до 70-ти этажей позволяет повысить их жесткость, обеспечить огнестойкость конструкций, гарантирует большую устойчивость, содействует быстрому затуханию колебаний и делает возможной реализацию смелых архитектурных замыслов.

Без этих технологий было бы невозможно возвести самые высокие здания в мире, такие как башня «Бурдж-Халифа» (Burj Khalifa) высотой 828 м в Дубае (ОАЭ), башня «Тайбэй 101» (Taipei 101) высотой 509 м (КНР), башня «Уиллис-тауэр» (Willis Tower) высотой 527 м (США), и такие сложные по архитектуре, как «Аль-Хамра Фирдаус» (Al Hamra Tower) в Кувейте (412 м).

Башня «Бурдж-Халифа», Дубай

Башня «Бурдж-Халифа», Дубай

Башня «Аль-Хамра Фирдаус», Кувейт

Башня «Аль-Хамра Фирдаус», Кувейт

Преимущества. Требования к промышленным и гражданским объектам постоянно растут. Строительные нормы различных стран узаконили технические и эксплуатационные преимущества монолитных домов над домами других конструктивных решений. Монолитные здания отвечают современным требованиям к тепло- и звукоизоляции, имеют длительный срок эксплуатации, сейсмическую устойчивость. Монолитная технология позволяет создавать разнообразные архитектурные и планировочные решения, дает возможность комбинировать литые бетонные конструкции со сборными железобетонными, панельными и другими конструктивными решениями.

Перспективы. В монолитном домостроении прослеживаются два направления развития. Одно из них связано с массовым возведением ординарных зданий (преимущественно жилых), другое ─ нацелено на возведение уникальных сооружений. Первое направление охватывает огромный рынок жилья всех категорий. Спрос на качественное жилье растет, одновременно с этим растет потребность в разнообразных архитектурных решениях, создающих современный облик «спальных» районов. Сомнений быть не может: работы в этой области хватит на 100 лет.

Второе направление – это строительство по индивидуальным проектам целых комплексов, выполняющих роль градостроительных акцентов (примером может служить офисный центр «Москва-Сити»).

Монолитное строительство в России: история и перспективы

«Москва-Сити»

В рамках программы «Новое кольцо Москвы» планируется строительство 60-ти высотных зданий, в основном, в монолитном железобетоне.  Реализация планов такого масштаба потребует длительного времени, и, учитывая богатую историю и современные тенденции монолитного строительства, у этой технологии – большое будущее.

Материал подготовлен Мариной Алазнели (пресс-служба ГК «СВЕЗА»)